КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ
Что такое адаптация?
Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям. В данном случае — к условиям учреждения образования.
- Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
- Психологическая адаптация — это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.
Что изменяется в жизни ребенка?
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет не только на формирование и развитие способности к обучению, но и позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после детского сада сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводилось достаточно времени для сна и отдыха.
В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:
- нового распорядка дня;
- ограничения на подвижные игры в школе;
- необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
- новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Какова продолжительность адаптации и что на нее влияет?
Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает от 3 до 6 месяцев. Некоторые дети адаптируются весь учебный год.
В первые месяцы обучения ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни, которые будут в последующие 9-11 лет тесно переплетены между собой и окажут непосредственное влияние на успеваемость.
Темпы адаптации индивидуальны. Каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, и у школьника могут возникнуть отклонения в различных показателях.
Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей, или с трудом переносить школьный режим. Ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Любая неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям.
Как быстро школьник приспособится — зависит от разных факторов:
- особенности характера;
- уровень сложности образовательной программы;
- обстановка в семье;
- наличие сторонних стрессовых факторов;
- степень подготовленности малыша к школе и прочее.
Как заметить проблемы адаптации?
Трудности адаптации к школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание.
- Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
- Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
- Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
- Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
- Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.
Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых трудностей?
- Чаще хвалить ребенка, а за промахи не осуждать.
- Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
- Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
- Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
- Не предъявлять повышенных требований.
- Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.
Как не перепутать проблемы адаптации к обучению в школе и симптомы кризиса 7 лет?
Начало школьного обучения приходится для многих детей на кризис 7 лет. Родители начинают замечать то, что ребенок становится непослушным, поведение непонятным, появляется повышенная утомляемость, раздражительность, перепады в настроении, изменения в деятельности сердечно-сосудистой, нервной и других систем, изменения в самооценке (хороший-плохой) и характере (упрямство и непокорность).
Переходный период от дошкольного к школьному считается наиболее уязвимым. А в процессе адаптации к обучению в школе требует повышенного внимания как от самого ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому поддержка родителей, ежедневные беседы о проведенном дне, о настроении ребенка, о его знакомстве с новыми детьми, с учителем — все имеет очень важное значение.
А самое главное — говорите своему ребенку чаще такие слова: «Ты у меня такой хороший, умный, красивый…», «Как хорошо, что ты у меня есть!», «Ты у меня молодец», «Я тебя очень люблю».