Ответы психолога
Вопрос от Анны
Ольга, подскажите пожалуйста, как уберечь будущего первоклассника от влияния блогеров? Например Димдимыч в своих видео они говорит о кока-коле: “Ой, мама мне не разрешает такое пить, но я выпью втихаря после школы”. Или покупает много бургеров детям, ходит в кофте с названием сети неправильного питания. Ребенок сейчас любит много полезной еды, но когда одноклассники начнут угощать чипсами и колой, и блогеры туда же – как ребенку противостоять такому влиянию? Знаете ли примеры на которые можно ссылаться, чтобы договориться с родителями и учителями об ограничении пользования телефонами на переменках? Как объяснить ребенку, что когда они видят в видео данного блогера как он катает детей в своей крутой машине, или они бегут его обнимать – и самому сеть в машину к блогеру на улице, общаться с незнакомым человеком – это разные вещи? Существуют ли вообще психологические нормативы по фильтрации детского контента в Республике Беларусь: данный блогер постоянно намекает на романтические отношения с другим мужчиной в своих видео, много отсылок к взрослому контенту – учиться все это фильтровать полезно для детской психики?
Ваш вопрос – один из самых распространенных за последние 15 лет. Дети одновременно впитывают в себя информацию из семьи и из внешнего мира. И какой из источников перевесит, зависит от многих факторов.
Неизменным остается между ними лишь одно – авторитет родителей.
Что складывает авторитет родительского мнения и информации, которую они стремятся подгрузить в своего ребенка с целью предотвращения негативных последствий для его здоровья психологического и физиологического?
Только личный пример любящих родителей (не опекающих, а любящих – это разное), и те модели поведения, которые они транслируют ребенку ежедневно и последовательно своей собственной жизнью с разнообразными моделями взаимоотношений.
И, если кажется, что что-то можно от ребенка скрыть, показав только “красивое” и “правильное”, или сыграть это “правильное”, то это самое частое заблуждение.
Он все равно увидит неискренность в мире так же, как и во взаимоотношениях самих родителей. Но дело в том, что во втором случае он станет меньше доверять своим родителям, переключая внимание на сверстников и наблюдая за тем, как они реагируют на поступающую из внешнего мира информацию.
Оградить ребенка, который растет и развивается в социуме, от чего-то “плохого” невозможно. Человечество эволюционирует в разнообразии мнений, взглядов на то, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Можно только вложить в ребенка личным (родительским, любящим и ненавязчивым) примером модель отношения к жизни, к себе, к людям, к реакции и оценке поступаемой из всех источников информации ту необходимую основу для ее фильтрации, которая будет просеиваться через мировоззренческие ценностные ориентации и убеждения. Так формируется адекватная критическая оценка: увидел – услышал – прочувствовал – ощутил – понял – сделал – осознал.
Никакие запреты не включают эту способность и не гарантируют безопасность. Любой запрет повышает интерес познать его причину через практический опыт применения сути запрета, исходя не из мотива познания, а из мотива противодействия, движимое любопытством.
Только доверительное общение, ежедневные диалоги, рассуждения, совместное проведение семейного досуга (у ребенка должно быть и свое собственное время для себя и друзей) способны сформировать то отношение, те ценности, которые транслируются через этот процесс. И от них ребенок впоследствии будет отталкиваться, встречаясь с любой информацией (ситуацией), давая ей ту или иную оценку из уже выстроенных нейронных связей в головном мозгу.
Насчет использования гаджетов во время учебного процесса (на переменах): в каждой школе существует документ, регулирующий внутренний распорядок и поведение всех участников образовательного процесса. Можете поднять этот вопрос на родительском собрании с учителем и обсудить варианты содействия. Возможно, родители закупят для своих детей развивающие игры и пр., чтобы предоставить альтернативу детям получению эмоций для разрядки и переключения.
Все зависит от возраста. Я не знаю возраст вашего ребенка, чтобы дать более направленную рекомендацию…
Если ваш вопрос только о том, чтобы ваш ребенок не сидел все переменки подряд в телефоне, тогда спросите себя: “А есть ли у ребенка опыт получения интересного и занимательного для себя от реальных людей или действий между ними?” Понаблюдайте за тем, как в вашей семье принято проводить свободное время. Есть ли место доверительному общению по душам, а не по делу: поел ли, сделал ли уроки и т.п.? Принято ли рассказывать в семье друг другу о том, что произошло за день, какие кто чувства испытывал и как с этими чувствами и эмоциями совладал, какие выводы сделал и т.п. Или свободное время заполняется только легкодоступной информацией в виде сериалов, фильмов, листания соцсетей, а разговоры взрослых сводятся к критике чьих-то поступков или выяснению отношений, и т.п…
Какой мир своему ребенку вы готовы показать во всех его красках (от черных до белых), проявив не отрицание или осуждение, а показав суть, причину и возможную альтернативу?
Ваше желание найти ответы для себя – это уже половина решения проблемы. Главное – увидеть эту проблему с разных сторон.
Спасибо!