Андрей Зубков: «Упуская время, мы проигрываем в конкуренции на рынках ЕАЭС»

Оставляя в силе запреты в сфере онлайн-торговли, Беларусь упускает время для развития успешной конкуренции на рынках ЕАЭС. Более того, уже в самое ближайшее время белорусский ретейл в целом столкнется с очень серьезными вызовами на внутреннем рынке. Об этом корреспонденту БЕЛТА заявил председатель совета директоров торговой сети «Евроопт» Андрей Зубков, комментируя грядущие изменения в правилах интернет-торговли, которые могут затронуть и Беларусь. /Корр. БЕЛТА/

Как сообщили российские СМИ, по поручению первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова Минэкономразвития готовит поправки в нормативные акты, которые разрешат продажи в интернете алкогольных напитков и лекарственных препаратов. Это позволит как торговать ими в интернете на территории России, так и экспортировать в международных посылках. «Продвижение дистанционной торговли может положительно отразиться на уровне конкуренции на товарных рынках и стать одним из основных драйверов развития малого и среднего предпринимательства в будущем», — приводит официальную позицию российского министерства газета «Известия».

Напомним, что в конце 2015 года президент России Владимир Путин дал поручение Минэкономразвития, Минпромторгу, Минсвязи, Минфину и Минвостокразвития до 1 июля 2016 проработать меры по поддержке российских компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары могли поставляться во все страны мира. Поручение Игоря Шувалова — это конкретное свидетельство скорых изменений как в российском законодательстве, так и на экономическом пространстве ЕАЭС, считает Андрей Зубков.

По словам эксперта, торговая сеть «Евроопт» неоднократно высказывалась за необходимость расширения ассортимента розничной интернет-торговли за счет алкогольной продукции и табачных изделий. Без полного ассортимента рентабельность онлайн-магазинов невозможна. А между тем в стране имеется значительный неудовлетворенный спрос потребителей на данную услугу.

Торговля алкогольными напитками сегодня разрешена в США, Великобритании, Германии, многих других государств Евросоюза, а также у наших ближайших соседей — Литвы, Украины, Польши. Теперь в этом списке появится и Россия, с которой у Беларуси единое экономическое пространство и отсутствие таможенных границ. «Этот факт делает новые российские инициативы настоящим вызовом для белорусского ретейла», — отмечает Андрей Зубков.

По его словам, в России руководствуются тем, что снятие запрета на продажу алкогольной продукции в интернете может положительно отразиться на всем сегменте онлайн-торговли продовольственными товарами. Наличие алкоголя в заказе повышает привлекательность онлайн-сервисов для потребителей, с одной стороны, и, с другой, повышает рентабельность продаж для продуктового интернет-магазина. И, напротив, если нет возможности что-то приобрести онлайн, покупатель отказывается от заказа в интернете в целом — ведь ему все равно придется посетить стационарный магазин. Именно поэтому российский бизнес ждет снятия законодательных запретов, а в Беларуси тем временем не учитывают актуальность расширения каналов продаж, столь необходимых как для белорусских производителей, так и для розничной торговли. «Что в конечном итоге приведет к неспособности белорусского ретейла конкурировать с российскими сетями. В данный момент в ожидании легализации онлайн-торговли спиртным крупнейшие российские сети создают собственные интернет-магазины. Как только появится разрешение на законодательном уровне, эти площадки заработают. И это позволит российским продавцам в ближайшей перспективе предлагать весь ассортимент и белорусским покупателям, тем более, что об экспорте в международных почтовых отправлениях говорится открытым текстом», — акцентирует внимание Андрей Зубков.

Эксперт объяснил, почему угроза со стороны российских розничных сетей так серьезно воспринимается белорусскими ретейлерами. Дело в том, что крупные российские сети заказывают очень большие объемы товаров, закупочные цены на которые значительно ниже, чем у белорусских поставщиков. Кроме того, в России меньше ставка НДС, цены на многие товары, которые производятся в Российской Федерации, также ниже белорусских. «Когда в нашу страну придут российские интернет-магазины, это ухудшит положение белорусских ретейлеров, которые сегодня убыточны или имеют рентабельность до 1%. Будут финансовые потери и у белорусских производителей — в России не скрывают, что все изменения вводятся в том числе и ради продвижения российской продукции за рубежом. Товарам белорусских производителей попасть в ассортимент российских интернет-магазинов будет сложно. Только очень известные отечественные бренды, возможно, будут там представлены. Мы считаем, что данные инициативы являются серьезной угрозой экономической безопасности страны», — заявил Андрей Зубков.

Эксперт подчеркнул, что опыт работы интернет-гипермаркета «Е-доставка» свидетельствует — без полноты ассортимента сервис, даже нужный и желанный для покупателей, не может развиваться успешно. «Еще в прошлом году «Е-доставка» работала во всех областных центрах страны, специальные маршруты доставки функционировали во многих городах в разных уголках Беларуси. Сегодня зона доставки сужена до Минска и ближайшего пригорода, Гомеля и Гродно. Неполный ассортимент и, как следствие, неудовлетворенный покупательский спрос делают невозможной рентабельную работу сервиса, столь необходимого для белорусского покупателя. И эту нишу на белорусском рынке, похоже, скоро займут российские ретейлеры, которые не будут иметь никаких препятствий по части полноты предлагаемого ассортимента», — отметил Андрей Зубков.

В России за полгода свои заключения по расширению ассортимента интернет-торговли выдали все ключевые министерства и ведомства. При этом Федеральная таможенная служба и Росалкогольрегулирование были против снятия запрета онлайн-торговли алкоголем в части международных пересылок, а Минздрав высказывал опасения о продаже спиртного несовершеннолетним. При этом Роспотребнадзор, Минэкономразвития, ФСБ и МВД поддержали данную инициативу.

Андрей Зубков считает, что в Беларуси нужно активнее использовать зарубежный опыт. Сравнивая подход российских и белорусских регуляторов, Андрей Зубков отметил: в нашей стране традиционно опасаются, что интернет-торговля будет способствовать доступности спиртного для несовершеннолетних. Но опыт зарубежных стран показывает обратное — купить алкоголь онлайн гораздо сложнее, чем в традиционной торговле. «В той же Литве, например, для покупки спиртного в интернет-магазине оплату нужно провести банковской картой, которая помогает идентифицировать личность покупателя, а курьер имеет право передать спиртное покупателю только после предъявления документов, удостоверяющих личность и возраст. Ни один онлайн-ретейлер не будет рисковать лицензией ради продажи спиртного лицам, не достигшим 18 лет. По результатам исследования, проведенного в Литве, спиртные напитки онлайн покупают люди с более высоким доходом, уровнем образования и культурой потребления, и их интересуют в первую очередь премиальные напитки. Поэтому к росту потребления алкоголя онлайн-торговля не приводит», — подчеркнул Андрей Зубков. Эксперт считает, что пришло время отказаться от ненужных запретов. «Изменения в законодательстве наших соседей произойдут в течение считанных недель, а для преодоления негативных последствий этого шага для белорусской экономики, если не принять действенных и быстрых мер, могут уйти годы», — убежден Андрей Зубков.