Сеть магазинов «Евроопт»: Только качественные товары – приоритет работы сети

 kp.by

 
В сети магазинов "Евроопт" ведется целенаправленная работа по предотвращению фактов нарушения правил торговли, в том числе реализации товаров с просроченным сроком годности.
С момента создания Торговой инспекции магазины сети интенсивно проверяются. За период с 1 августа по 21 ноября текущего года Торговой инспекцией и санитарно-эпидемиологическими службами проверены все 156 магазинов "Евроопт". Всего этими службами было проведено 196 проверок, и в их результате было выявлено 228 штук просроченного товара. За этот период в торговых объектах сети было реализовано 497 млн. единиц товара, то есть 1 единица просроченного товара приходилась примерно на 2 млн. единиц качественного товара, либо чуть боль­ше 1 единицы просроченного товара на 1 проверку контролирующих служб. Так прокомментировал результаты проверок магазинов "Евроопт" Торговой инспекцией и санитарно-эпидемиологическими службами генеральный директор сети Андрей Зубков.
Директор сети Андрей Зубков.
 
Таким образом, речь идет не о системных нарушениях правил торговли в сети, а о нерасторопности конкретных сотрудников, подчеркнул гендиректор. "Иными словами, как и в любом деле, здесь сказывается влияние человеческого фактора", – сказал он. К этому необходимо добавить, что магазины сети торгуют разнообразными товарами, срок годности которых варьируется от нескольких часов до нескольких суток и более. Между тем в одном торговом объекте представлено от 60 тыс. единиц товара. Поэтому случаи нахождения на полках просроченных товаров выявляются в любом магазине не только в Беларуси, но и в мире.
 
Чтобы найти просроченные продукты, в магазине применяются современные технологии. В данной связи, проинформировал Андрей Зубков, в сети "Евроопт" особое внимание уделяется сведению до минимума фактов просроченных товаров. В компании работает специальное контрольное подразделение, основной целью которого является обучение персонала своевременному выявлению товаров с просроченным сроком годности и контроль за товаром для его исключения. Руководителем подразделения является Томас Альчкаускас, который раньше возглавлял аналогичную контрольную структуру в литовской "Максиме". В сети магазинов "Евроопт" созданы методики выявления в торговых объектах просроченного товара, заимствуется передовой международный опыт в этой области, разрабатываются и внедряются специализированные компьютерные программы сопровождения товаров в торговых объектах сети. Гендиректор особо отметил, что этим подразделением с 1 августа по 21 ноября проведено порядка 500 проверок соблюдения правил торговли, в том числе выявления нахождения на полках товаров с истекшими сроками. При этом внутренний контроль, по его словам, является значительно более жестким, чем внешний. Затраты на содержание этого подразделения составляют более Br1 млрд. ежемесячно. "Сумма немалая, но мы сознательно идем на такие расходы, так как обеспечение реализации в наших магазинах только качественных товаров является безусловным приоритетом работы сети", – сказал Андрей Зубков. Поэтому, подчеркнул он, "Евроопт" благодарен Торговой инспекции за помощь в выявлении фактов просроченных товаров. Андрей Зубков также сообщил, что для выявления товаров с истекшим сроком годности в "Евроопте" реализуется специальная программа работы с покупателями, которым предлагается информировать сотрудников торговых объектов о выявленных фактах нахождения в торговом зале таких товаров. Взамен просроченного товара покупателю передается качественный товар бесплатно, и ему возвращаются деньги, если он оплатил просроченный товар. А с 1 декабря 2013 года за найденный товар с истекшим сроком годности покупателю будет выплачиваться денежная премия в двойном размере стоимости этого товара.
 
«Одна из причин появления просроченных продуктов – жесткие ассортиментные перечни»
 
По словам руководителя сети, у торговой инспекции есть также претензии по соблюдению ассортиментного перечня наличия на полках отечественных товаров. В этой связи он констатировал, что несовершенство данного документа делает неизбежным его нарушения. Так, гендиректор считает нецелесообразным, чтобы небольшие продовольственные магазины шаговой доступности в обязательном порядке торговали, например, стеклянной посудой или средством для чистки окон.
 
Кроме того, Андрей Зубков отметил, что в соседних странах, в частности в России, где "Евроопт" развивает свою сеть магазинов, а также в соседних Литве, Латвии, Польше, ассортиментные перечни как таковые вообще отсутствуют. И как известно многим жителям Беларуси, посещающим магазины в этих странах, отсутствие ассортиментных перечней, установленных государственными органами, не приводит к отсутствию каких-либо групп товаров на полках. Представленный в этих магазинах ассортимент может удовлетворить запросы самого взыскательного покупателя. В первую очередь сам торговый объект заинтересован в наличии максимально широкого ассортимента и наиболее востребованных покупателем товаров. Наличие же ассортиментных перечней для торговых объектов в Беларуси приводит к некоторым негативным моментам. "Например, мы должны ежедневно предлагать к реализации от 3 до 10 видов молока, но в те или иные периоды времени у некоторых производителей всех востребованных товарных позиций просто-напросто нет. Но для соблюдения ассортиментного перечня мы должны поставить на полку не востребованный покупателем товар, который после истечения срока годности утилизируется. Что, соответственно, приводит к убыткам торговой сети. А отсутствие этих товаров само по себе является нарушением, поэтому сеть вынуждена брать неликвидную продукцию", – рассказал гендиректор.
 
Еще более странная ситуация, по словам Андрея Зубкова, сложилась с ассортиментным перечнем в группе "соки". К примеру, в магазине на ул. Алибегова, 13/1 в Минске на момент проверки в наличии было 32 наименования соков и 140 наименований нектаров, тогда как согласно ассортиментному перечню должно было иметься 160 наименований соков. Однако начиная с 2011 года как производители соков в Беларуси, так и ретейлеры обязаны называть соки только нектарами, если содержание сахара в них превышает определенный процент. А так как в ассортиментном перечне позиция "нектары" отсутствует, то торговые объекты не имеют никакой возможности выполнить требование по соблюдению ассортимента. Хотя нектары пользуются у населения большим спросом, чем соки. В этом случае, удовлетворяя потребности покупателя, торговые объекты имеют в своем ассортименте и соки, и нектары, однако это приводит к претензиям со стороны контролирующих органов. Между тем, если суммировать соки и нектары, то в названном магазине на момент проверки в продаже было 172 наименования этой продукции, что по логике должно полностью соответствовать перечню. Подобные примеры, констатировал Андрей Зубков, можно приводить и по другим торговым объектам сети, причем не только по указанным позициям.
В целом же, по мнению Андрея Зубкова, наличие ассортиментных перечней для магазинов на сегодняшний день является неактуальным, а соблюдение и контроль этих перечней влечет за собой дополнительные издержки как для торговых объектов, так и для государства.