Андрей Зубков: «Жесткие требования государства выведут с рынка недобросовестных игроков»
Что нам стоит дом построить? Не скажите. Это только в детском мультике все просто: взял в руки кубики – и домик вскоре стоит. В реальности и заказчикам строительных работ, и исполнителям приходится сталкиваться с задачами куда более сложными. О том, какие планы ставит перед собой крупнейшая торговая сеть Беларуси и какие преграды возникают на пути реализации проектов, рассказывает генеральный директор сети магазинов «Евроопт» Андрей ЗУБКОВ.
– Андрей Владимирович, прежде всего, расскажите, как в целом сегодня идет развитие вашей сети – не только в столице и областных центрах, но и в регионах?
– В больших городах мы развиваемся достаточно успешно и динамично, открываем торговые объекты различных форматов, и проблем здесь, как правило, не возникает.
Мы не раз заявляли, что у нас есть программа развития в малых городах и районных центрах, которой мы уделяем особое внимание. Порой здесь живет пять, семь, десять тысяч человек. Как показали социологические исследования, жители этих населенных пунктов тоже хотят иметь современные торговые центры. Поэтому программа развития в малых городах на сегодняшний день активно развивается – в нескольких десятках районных центров одновременно мы ведем строительство.
В последнее время открыты торговые объекты в Браславе, Старых Дорогах, Воложине, Наровле, Буда-Кошелево, Климовичах, Ветке… Во всех этих городах возведены новые торговые центры по нашему типовому проекту, так называемые тысячники, по размерам торговой площади. В этих торговых центрах представлены не только продукты питания и продукция собственного производства, но и товары хозяйственно-бытового назначения в расширенном ассортименте. Также в торговых центрах размещены магазины бытовой техники и электроники «ТехноПлюс», открыты центры банковских услуг, точки общепита и другие небольшие магазины, которые мы сдаем в аренду местным предпринимателям. В наших торговых центрах представлены все виды услуг, которые сегодня необходимы современному покупателю.
Конечно, эти торговые центры не очень прибыльны, у них более длительный срок окупаемости, но мы считаем своей обязанностью перед обществом работать в каждом регионе и каждом населенном пункте, где нас ждут. Строительство ведется по всей стране. Наиболее успешно – в Гродненской, Минской, Могилевской областях. Отдельно нужно отметить Гомельскую область, в которой буквально в каждом районном центре работает наш торговый объект либо ведется строительство. Несколько сложнее обстановка в Витебской и Брестской областях, где нам не всегда идут навстречу, и местные власти по каким-то причинам не могут подыскать участки для строительства.
– Не так давно вы заявили, что открыли первый магазин сети на селе. Готов ли «Евроопт» открыть свои магазины в каждой белорусской деревне?
– Мы ведем разговор с местными властями и о том, чтобы делать более активные шаги за пределы районных центров – в деревни. Понятно, что иногда к этому относятся с настороженностью – в приходе крупных сетей часто видят конкурента существующей системе торговли на селе. Но мы подчеркиваем, что стремимся не ломать эту систему, а совершенствовать, привносить в деревню современные подходы и сервис.
– Насколько сложно крупному ретейлеру работать в малых городах и на деревне?
– Эта работа требует множества инвестиций. Кроме того, есть ряд дополнительных сложностей, связанных и с самим строительством, и с имеющимися коммуникациями, и с организациями, которые можно привлечь к работе. В строительной части в малых городах всегда сложнее работать.
– Что имеется в виду?
– Права генподрядчика в законодательстве прописаны так, что, по сути, по отношению к заказчику в случае возникновения каких-то споров он становится шантажистом.
А процедура смены генподрядчика крайне сложная. Более того, эта смена возможна лишь в случае, если прежний генподрядчик добровольно уступит объект новому. Ведь одной строительной организации необходимо передать другой и объемы выполненных работ, и количество закупленных, использованных и складированных стройматериалов, и всю документацию. На эти процедуры при лучшем раскладе уйдут месяцы, и то, повторюсь, при доброй воле на то «уходящей» стороны.
– А как определить, что увеличившаяся вдруг цена строительства – не вынужденная необходимость, а прихоть генподрядчика, решившего получить дополнительный доход?
– При заключении договоров с генподрядчиками оговаривается ориентировочная стоимость строительства. Конечно, она может измениться за время строительства: например, появились дополнительные объемы работ, о которых не было известно прежде, или увеличилась стоимость строительных материалов. Возможно всякое. Но…
Хочу заметить, что стоимость строительства типового объекта не может в условиях Беларуси различаться в два раза в зависимости от региона – согласитесь, на Крайнем Севере мы не строим. Так, стоимость 80% построенных торговых объектов, как правило, составляет до $1500 за квадратный метр, иногда стоимость квадратного метра может повышаться до $1700. Если же цена за квадратный метр вдруг увеличивается до $2200–2400, и происходит это даже не на одном, а на всех строящихся объектах одного генподрядчика, то можно сделать вывод, что причина не в сложности земельного участка или дополнительных работах, а в чем-то другом!
– Завышение стоимости строительства – одна из проблем строительной отрасли, о которой говорилось на самом высоком уровне. Какие вы находите выходы из подобных ситуаций?
– В этой ситуации мы однозначно расцениваем завышение стоимости квадратного метра, как сознательные шаги генподрядчика, в которых маскируется недобросовестность этой организации, а в некоторых случаях и мошеннические намерения по завладению денежными средствами заказчика.
Еще более неприятной ситуация стала, когда мы узнали, что этот генподрядчик не рассчитывается с субподрядчиками. То есть для выполнения нашего заказа генподрядчик нанимает сторонние компании, мы же перечисляем ему средства, в том числе авансовые платежи, а до непосредственных исполнителей работ эти деньги не доходят.
Мы понимаем негодование субподрядных организаций, которые не получили оплату за выполненную работу. Но нашей вины в этом нет – наша компания стабильно и надежно оплачивает все договорные обязательства, а деньги следует требовать у генподрядчика.
– К сожалению, споры хозяйствующих субъектов, в том числе и в судебных инстанциях, могут длиться годами.
– Более того, мы, к сожалению, уже сталкивались с такими примерами, когда генподрядные организации объявляют себя неплатежеспособными, ликвидируют юридическое лицо, а уже через несколько дней с тем же составом учредителей регистрируют новую компанию с новым названием. И вновь берутся за генподрядные работы!
– Андрей Владимирович, на ваш взгляд, не вступает ли такая схема деятельности в противоречие с уголовным кодексом и на что надеяться в таких случаях вам, как заказчикам, и тем субподрядным организациям, которые привлекаются такими генподрядчиками к выполнению работ?
– На закон и правовые нормы. Оценки таким ситуация должны давать правоохранительные органы. Я бы, со своей стороны, сказал, что это особенность законодательства, которая позволила на определенном этапе недобросовестным подрядчикам злоупотребление правом.
Наша компания занимает в этом отношении достаточно принципиальную позицию – те, кто пытается работать непрозрачно, должны попадать в поле зрения правоохранительных органов и нести ответственность по закону. На мой взгляд, именно жесткие требования государства выведут с рынка недобросовестных игроков.
Что нам стоит дом построить? Не скажите. Это только в детском мультике все просто: взял в руки кубики – и домик вскоре стоит. В реальности и заказчикам строительных работ, и исполнителям приходится сталкиваться с задачами куда более сложными. О том, какие планы ставит перед собой крупнейшая торговая сеть Беларуси и какие преграды возникают на пути реализации проектов, рассказывает генеральный директор сети магазинов «Евроопт» Андрей ЗУБКОВ.
– Андрей Владимирович, прежде всего, расскажите, как в целом сегодня идет развитие вашей сети – не только в столице и областных центрах, но и в регионах?
– В больших городах мы развиваемся достаточно успешно и динамично, открываем торговые объекты различных форматов, и проблем здесь, как правило, не возникает.
Мы не раз заявляли, что у нас есть программа развития в малых городах и районных центрах, которой мы уделяем особое внимание. Порой здесь живет пять, семь, десять тысяч человек. Как показали социологические исследования, жители этих населенных пунктов тоже хотят иметь современные торговые центры. Поэтому программа развития в малых городах на сегодняшний день активно развивается – в нескольких десятках районных центров одновременно мы ведем строительство.
В последнее время открыты торговые объекты в Браславе, Старых Дорогах, Воложине, Наровле, Буда-Кошелево, Климовичах, Ветке… Во всех этих городах возведены новые торговые центры по нашему типовому проекту, так называемые тысячники, по размерам торговой площади. В этих торговых центрах представлены не только продукты питания и продукция собственного производства, но и товары хозяйственно-бытового назначения в расширенном ассортименте. Также в торговых центрах размещены магазины бытовой техники и электроники «ТехноПлюс», открыты центры банковских услуг, точки общепита и другие небольшие магазины, которые мы сдаем в аренду местным предпринимателям. В наших торговых центрах представлены все виды услуг, которые сегодня необходимы современному покупателю.
Конечно, эти торговые центры не очень прибыльны, у них более длительный срок окупаемости, но мы считаем своей обязанностью перед обществом работать в каждом регионе и каждом населенном пункте, где нас ждут. Строительство ведется по всей стране. Наиболее успешно – в Гродненской, Минской, Могилевской областях. Отдельно нужно отметить Гомельскую область, в которой буквально в каждом районном центре работает наш торговый объект либо ведется строительство. Несколько сложнее обстановка в Витебской и Брестской областях, где нам не всегда идут навстречу, и местные власти по каким-то причинам не могут подыскать участки для строительства.
– Не так давно вы заявили, что открыли первый магазин сети на селе. Готов ли «Евроопт» открыть свои магазины в каждой белорусской деревне?
– Мы ведем разговор с местными властями и о том, чтобы делать более активные шаги за пределы районных центров – в деревни. Понятно, что иногда к этому относятся с настороженностью – в приходе крупных сетей часто видят конкурента существующей системе торговли на селе. Но мы подчеркиваем, что стремимся не ломать эту систему, а совершенствовать, привносить в деревню современные подходы и сервис.
– Насколько сложно крупному ретейлеру работать в малых городах и на деревне?
– Эта работа требует множества инвестиций. Кроме того, есть ряд дополнительных сложностей, связанных и с самим строительством, и с имеющимися коммуникациями, и с организациями, которые можно привлечь к работе. В строительной части в малых городах всегда сложнее работать.
– Что имеется в виду?
– Права генподрядчика в законодательстве прописаны так, что, по сути, по отношению к заказчику в случае возникновения каких-то споров он становится шантажистом.
А процедура смены генподрядчика крайне сложная. Более того, эта смена возможна лишь в случае, если прежний генподрядчик добровольно уступит объект новому. Ведь одной строительной организации необходимо передать другой и объемы выполненных работ, и количество закупленных, использованных и складированных стройматериалов, и всю документацию. На эти процедуры при лучшем раскладе уйдут месяцы, и то, повторюсь, при доброй воле на то «уходящей» стороны.
– А как определить, что увеличившаяся вдруг цена строительства – не вынужденная необходимость, а прихоть генподрядчика, решившего получить дополнительный доход?
– При заключении договоров с генподрядчиками оговаривается ориентировочная стоимость строительства. Конечно, она может измениться за время строительства: например, появились дополнительные объемы работ, о которых не было известно прежде, или увеличилась стоимость строительных материалов. Возможно всякое. Но…
Хочу заметить, что стоимость строительства типового объекта не может в условиях Беларуси различаться в два раза в зависимости от региона – согласитесь, на Крайнем Севере мы не строим. Так, стоимость 80% построенных торговых объектов, как правило, составляет до $1500 за квадратный метр, иногда стоимость квадратного метра может повышаться до $1700. Если же цена за квадратный метр вдруг увеличивается до $2200–2400, и происходит это даже не на одном, а на всех строящихся объектах одного генподрядчика, то можно сделать вывод, что причина не в сложности земельного участка или дополнительных работах, а в чем-то другом!
– Завышение стоимости строительства – одна из проблем строительной отрасли, о которой говорилось на самом высоком уровне. Какие вы находите выходы из подобных ситуаций?
– В этой ситуации мы однозначно расцениваем завышение стоимости квадратного метра, как сознательные шаги генподрядчика, в которых маскируется недобросовестность этой организации, а в некоторых случаях и мошеннические намерения по завладению денежными средствами заказчика.
Еще более неприятной ситуация стала, когда мы узнали, что этот генподрядчик не рассчитывается с субподрядчиками. То есть для выполнения нашего заказа генподрядчик нанимает сторонние компании, мы же перечисляем ему средства, в том числе авансовые платежи, а до непосредственных исполнителей работ эти деньги не доходят.
Мы понимаем негодование субподрядных организаций, которые не получили оплату за выполненную работу. Но нашей вины в этом нет – наша компания стабильно и надежно оплачивает все договорные обязательства, а деньги следует требовать у генподрядчика.
– К сожалению, споры хозяйствующих субъектов, в том числе и в судебных инстанциях, могут длиться годами.
– Более того, мы, к сожалению, уже сталкивались с такими примерами, когда генподрядные организации объявляют себя неплатежеспособными, ликвидируют юридическое лицо, а уже через несколько дней с тем же составом учредителей регистрируют новую компанию с новым названием. И вновь берутся за генподрядные работы!
– Андрей Владимирович, на ваш взгляд, не вступает ли такая схема деятельности в противоречие с уголовным кодексом и на что надеяться в таких случаях вам, как заказчикам, и тем субподрядным организациям, которые привлекаются такими генподрядчиками к выполнению работ?
– На закон и правовые нормы. Оценки таким ситуация должны давать правоохранительные органы. Я бы, со своей стороны, сказал, что это особенность законодательства, которая позволила на определенном этапе недобросовестным подрядчикам злоупотребление правом.
Наша компания занимает в этом отношении достаточно принципиальную позицию – те, кто пытается работать непрозрачно, должны попадать в поле зрения правоохранительных органов и нести ответственность по закону. На мой взгляд, именно жесткие требования государства выведут с рынка недобросовестных игроков.