КАК УДЕРЖАТЬ ИНТЕРЕС РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Учёба — приятный, полезный и интересный процесс. Ребёнок не должен воспринимать учёбу как наказание, скорее как вид игры: увлекательной и неожиданной. Продолжайте играть с ребёнком в свободное от учёбы время. Успешному обучению будет способствовать развитие усидчивости и произвольности поведения в играх по правилам (шашки, лото и т. п.).
Каждый день встречайте ребёнка вопросом: «Что интересного было сегодня в школе?» Он будет вспоминать самые приятные события, и именно они останутся в его памяти. А на следующее утро он пойдёт в школу, зная, что ему там интересно.
Экологичная реакция на плохую отметку. Если ваш ребёнок получил неудовлетворительную отметку, не кричите, не ругайте его. Не заставляйте вашего ребенка вынужденно занимать оборонительную позицию в ответ на вашу критику и недовольство.
От ошибок никто не застрахован. Постарайтесь сохранять терпение и спокойствие, найдите способ исправить ошибку. Ребенок может получить серьезную психологическую травму, если преподнести ему его ошибку, как непоправимую трагедию. Поэтому, важно не ругать, а подбодрить и вместе повторить, сделать то, что не получилось. Это важно не только для учебы, но и для правильного отношения к различным жизненным ситуациям.
Откажитесь от наказания ради наказания. Не лишайте ребёнка любимых вещей, лакомств или игр в наказание. Для ребенка плохая отметка уже сама по себе наказание. К тому же подобные меры могут вызвать ожесточение и сильное противостояние вместо ожидаемого компромисса. Из-за переполняющего чувства несправедливости ваш ребёнок может почувствовать себя нелюбимым в семье.
Учите ребёнка организовывать своё время. Для успешного обучения в школе ему нужно планировать на некоторые дисциплины больше времени, на некоторые меньше. Ребёнок с раннего возраста должен уметь ценить своё время.
Хвалите за стремление к знаниям. Поощряйте вопросы, не отмахивайтесь от них. Часто ребёнок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Покупайте книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы. Развивайте любознательность школьника, способствуйте зарождению новых идей. Будьте внимательны к вопросам, особенно если они звучат так: «Что это?», «Почему так происходит?». Начните объяснять, беседовать. Подробно отвечая на все вопросы, вы формируете у ребёнка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно и вы это поощряете.
Свяжите процесс обучение с положительными ассоциациями. Делайте акцент на успехах ребёнка: например, вместо «Ты опять не сумел» говорите: «Сегодня уже лучше, и, хотя пока ещё недостаточно хорошо, я верю, что ты справишься» или «Неплохо, но я знаю, что ты можешь лучше». Никогда не сравнивайте своего ребёнка с кем-то другим, сравнивайте его только с ним самим: «Вчера ты сделал пять ошибок, а сегодня только три. Ты молодец!».
Организуйте день и вырабатывайте усидчивость. Желательно садиться за уроки только после периода отдыха, выполнять сначала лёгкое задание, потом сложное, потом снова полегче и т. д., делать кратковременные перерывы через каждые 15-20 минут работы. Во время выполнения домашнего задания поддерживайте положительную эмоциональную атмосферу в доме: обязательно хвалите ребёнка не только за результат, но и за старание, внимательность и усидчивость.
Учите своего ребёнка задавать себе вопросы по заданиям и упражнениям, например: «Чему я учусь, выполняя это задание?», «Почему здесь вместо цифры точка?» Объясните ребёнку, что, если он чего-то не понял, не надо бояться признаться в этом. Не стыдно не понять что-то новое
Сформируйте у ребёнка привычку самостоятельно выполнять домашние задания. Поначалу контролируя ребёнка полностью, постепенно переходите к выборочной проверке домашних заданий. В первое время помогайте ему удерживать внимание, не давайте отвлекаться. Перерывы планируйте заранее. Когда вы заметите, что он спокойно выполняет задания без вашего присутствия, отходите на несколько минут, потом возвращайтесь.
Никогда не приводите в пример других детей. Когда малышу постоянно говорят о том, что кто-то лучше, у него развивается комплекс неполноценности. Ребёнок растёт с сознанием того, что мир принадлежит лучшим, а он таковым не является. Не стесняйтесь повторять себе, что ваш ребёнок самый лучший и самый умный. В будущем он станет именно таким, каким вы его видите сейчас.
Связывайте знания с жизнью. Постоянно обсуждайте с ребёнком всё, что происходит вокруг. Объясняйте реальную ценность знаний. Приводите примеры из вашей жизни, из жизни родственников и знакомых, из биографических фактов об известных людях. Рассказывайте, как вам пригодились те или иные знания из школьной науки.
Поразмышляйте вместе с ребёнком над вопросом, какова цель посещения школы и какая от этого польза. Согласитесь, никто не станет стараться и прилагать усилия в каком-нибудь деле, не зная, зачем ему это нужно.